Тема № 21 Основные принципы и технологии ведения АСР при ликвидации последствий ДТП

Аварийно-спасательная служба — это совокупность органов управления, сил и средств, предназначенных для решения задач по предупреждению и ликвидации ЧС, функционально объединенных в единую систему, основу которой составляют аварийно-спасательные формирования.

Аварийно-спасательные работы — это действия по спасению людей, материальных и культурных ценностей, защите природной среды в зоне ЧС, локализации ЧС и подавлению или доведению до минимально возможного уровня воздействия характерных для них опасных факторов.
АСР при ликвидации последствий ДТП характеризуются наличи-ем факторов, угрожающих жизни и здоровью проводящих эти работы людей, и требуют специальной подготовки, экипировки и оснащения. В состав АСР входят также поисково-спасательные и другие неотложные работы, связанные с ликвидацией последствий ДТП.
Основными критериями, определяющими привлечение аварийно-спасательных служб и поисково-спасательных служб МЧС России к ликвидации последствий ДТП, являются:
ситуация, когда пострадавший заблокирован деформированными элементами кузова ТС, и его эвакуация невозможна без применения специального спасательного оборудования и инструментов;
-угроза падения на аварийное ТС с пострадавшими грузов, конструкций и других опасных предметов;
-ситуация, когда ТС с пострадавшими находится в зоне разлива (угрозы разлива или возгорания) ГСМ, АХОВ и других опасных грузов;
-сложная метеорологическая обстановка на месте ДТП, требующая привлечения специальных аварийно-спасательных средств.
Аварийно-спасательные средства — это специальные приборы, оборудование и техника, материально-технические средства, научно-техническая и интеллектуальная продукция, в том числе специализированные средства связи и управления, техника, оборудование, снаряжение, имущество и материалы, методические, видео-, кино-, фотоматериалы по технологии АСР, а также программные продукты и базы данных для электронных вычислительных машин и иные средства, предназначенные для проведения АСР.
Водитель — лицо, управляющее транспортным средством. При обучении управлению транспортным средством водителем считается обучающее лицо.
Дорожно-транспортное происшествие (ДТП) — событие, воз-никшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены ТС, сооружения, грузы либо причинен иной материальный ущерб.
Наезд на стоящее транспортное средство — происшествие, при котором движущееся ТС наехало на стоящее ТС, а также прицеп или полуприцеп.
Наезд на препятствие — происшествие, при котором ТС наехало или ударилось о неподвижный предмет (опора моста, столб, дерево, ограждение и т. д.).
Неотложные работы при ликвидации чрезвычайных ситуаций — это деятельность по всестороннему обеспечению АСР, оказанию населению, пострадавшему в ЧС, первой, медицинской и других видов помощи, созданию условий, минимально необходимых для сохранения жизни и здоровья людей, поддержание их работоспособности.
Опрокидывание — происшествие, при котором движущееся ТС опрокинулось.
Пассажир — лицо, кроме водителя, находящееся в транспортном средстве (на нем), а также лицо, которое входит в транспортное средство (садится на него) или выходит из транспортного средства (сходит с него).
Первая помощь — оказывается гражданам Российской Федерации и иным лицам, находящимся на ее территории, до оказания меди-цинской помощи при несчастных случаях, травмах, отравлениях и других состояниях и заболеваниях, угрожающих их жизни и здоровью, лицами, обязанными ее оказывать по закону или по специальному правилу и имеющими соответствующую подготовку (сотрудниками органов внутренних дел Российской Федерации, сотрудниками, военнослужащими и работниками Государственной противопожарной службы, спасателями аварийно-спасательных формирований и аварийно-спасательных служб, водителями транспортных средств и другими лицами).
Поисково-спасательное формирование — это самостоятельная или входящая в состав аварийно-спасательной службы структура, пред-назначенная для проведения АСР, основу которой составляют подразделения спасателей, оснащенная специальными техникой, оборудованием, снаряжением, инструментами, материалами и аттестованное.
Спасатель — это гражданин, подготовленный и аттестованный на проведение АСР.
Статус спасателей — это совокупность прав и обязанностей, установленных законодательством Российской Федерации и гарантированных государством спасателям. Особенности статуса спасателей определяются возложенными на них обязанностями по участию в проведении работ по локализации ЧС и связанной с этим угрозой их жизни и здоровью.
Столкновение — происшествие, при котором движущиеся ТС столкнулись между собой или с подвижным составом железных дорог.
Основными видами ДТП являются столкновения, которые под-разделяются на:
-лобовое — столкновение ТС при встречном движении;
-боковое — столкновение ТС с боковой стороной другого ТС;
-касательное — столкновение ТС боковыми сторонами при встречном движении или движении в одном направлении.
Транспортное средство (ТС) — устройство, предназначенное для перевозки по дорогам людей, грузов или оборудования, установленного на нем.
Чрезвычайная ситуация локального характера — ЧС, в результате которой территория, на которой сложилась ЧС и нарушены условия жизнедеятельности людей (далее — зона ЧС), не выходит за пределы территории объекта, при этом количество людей, погибших или получивших ущерб здоровью (далее — количество пострадавших), составляет не более 10 человек либо размер ущерба окружающей природ-ной среде и материальных потерь (далее — размер материального ущерба) составляет не более 100 тыс. руб.
Чрезвычайная ситуация муниципального характера — ЧС, в результате которой зона ЧС не выходит за пределы территории одного поселения или внутригородской территории города федерального значения, при этом количество пострадавших составляет не более 50 человек либо размер материального ущерба составляет не более 5 млн. руб., а также данная ЧС не может быть отнесена к ЧС локального характера.
Технология АСР при ликвидации последствий ДТП зависит от множества различных факторов, поэтому в каждом конкретном случае необходимо учитывать: рельеф местности, состояние дорожного полот-на, количество и расположение попавших в ДТП ТС, типы их конструкций, степень их повреждений, возможное количество пострадавших, их состояние и виды полученных ими травм, возможность их деблокирования и наиболее предпочтительный способ их извлечения из поврежденных транспортных средств и другие факторы, способные осложнить проведение АСР. Решение о способе и направлении извлечения пострадавшего принимается совместно бригадой СМП и спасателями.
Если пострадавший в сознании, необходимо установить с ним контакт, постоянно поддерживая разговор, ободряя и справляясь о его самочувствии в течение проведения всей спасательной операции. Если пострадавший без сознания, необходимо убедиться в наличии жизненных функций (дыхание и пульс). После чего провести первичный осмотр и подготовить пострадавшего к извлечению:
-накрыть острые части деталей корпуса ТС защитными чехлами на острые кромки или брезентовым материалом;
-остановить угрожающее жизни кровотечение;
-осмотреть область шеи на предмет видимых повреждений;
-снять украшения, если это необходимо (ожерелья, серьги и т.п.);
-надеть шейный корсет, для фиксации шейных позвонков, сохраняя шею на средней линии тела;
-подвести под спину медицинское извлекающее устройство;
-определить места зажатия частей тела пострадавшего и страте-гию их освобождения.
В зависимости от реальной обстановки извлечение пострадавшего из аварийного ТС производится двумя вариантами:
Немедленное извлечение:
-если существует опасность для команды спасателей или по-страдавшего (например, пожар, затопление, разлив АХОВ и т. п.);
-если состояние пациента резко ухудшается;
-если жизненные функции (дыхание и пульс) у пострадавшего не проявляются.
Решение на немедленное извлечение пострадавшего принимается бригадой СМП или врачом-специалистом, прибывшим на место ДТП, а в их отсутствии или при явной угрозе гибели пострадавшего от вторичных поражающих факторов, решение может быть принято руководителем работ.
Контролируемое извлечение:
контролируемое извлечение является наиболее щадящим для по-страдавшего, и при отсутствии угрожающих факторов ему всегда отдает-ся предпочтение.
Спасательные работы при ДТП включают:
-оценку обстановки (сбор и анализ информации по виду аварии, количеству пострадавших, их состоянию, передачу информации выше-стоящий орган в случае необходимости привлечения дополнительных сил и средств);
-проведение поисковых работ в месте ДТП;
-организацию зоны оцепления и ее обозначение;
-предотвращение вторичных факторов;
-стабилизацию ТС;
-отключение аккумуляторной батареи;
-обеспечение быстрого доступа к пострадавшим;
-деблокирование пострадавших при столкновениях, наездах и опрокидываниях ТС;
-оказание первой помощи пострадавшим;
-извлечение пострадавших из поврежденного ТС;
-эвакуацию пострадавших и передача их бригаде скорой медицинской помощи.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА № 1.
ДЕБЛОКИРОВАНИЕ ПОСТРАДАВШИХ В ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНОМ ПРОИСШЕСТВИИ ПРИ НАЕЗДЕ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА НА СТОЯЩЕЕ ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА № 2.
ДЕБЛОКИРОВАНИЕ ПОСТРАДАВШИХ В ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНОМ ПРОИСШЕСТВИИ ПРИ КАСАТЕЛЬНОМ СТОЛКНОВЕНИИ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА № 3.
ДЕБЛОКИРОВАНИЕ ПОСТРАДАВШИХ В ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНОМ ПРОИСШЕСТВИИ ПРИ ЛОБОВОМ СТОЛКНОВЕНИИ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА № 4.
ДЕБЛОКИРОВАНИЕ ПОСТРАДАВШИХ В ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНОМ ПРОИСШЕСТВИИ ПРИ ОПРОКИДЫВАНИИ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА НА КРЫШУ
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА № 5.
ДЕБЛОКИРОВАНИЕ ПОСТРАДАВШИХ В ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНОМ ПРОИСШЕСТВИИ ПРИ НАЕЗДЕ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА НА НЕПОДВИЖНОЕ ПРЕПЯТСТВИЕ
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА № 6
ДЕБЛОКИРОВАНИЕ ПОСТРАДАВШИХ В ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНОМ ПРОИСШЕСТВИИ ПРИ БОКОВОМ СТОЛКНОВЕНИИ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА № 7.
ДЕБЛОКИРОВАНИЕ ПОСТРАДАВШИХ В ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНОМ ПРОИСШЕСТВИИ ПРИ ПАДЕНИИ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА В ВОДУ
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА № 8.
ДЕБЛОКИРОВАНИЕ ПОСТРАДАВШИХ В ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНОМ ПРОИСШЕСТВИИ НА УЧАСТКЕ ЖЕЛЕЗНОЙ ДОРОГИ
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА № 9
ДЕБЛОКИРОВАНИЕ ПОСТРАДАВШИХ В ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНОМ ПРОИСШЕСТВИИ С ТРАНСПОРТНЫМ СРЕДСТВОМ, ПЕРЕВОЗЩИМ ОПАСНЫЙ ГРУЗ
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА № 10.
ДЕБЛОКИРОВАНИЕ ПОСТРАДАВШИХ В ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНОМ ПРОИСШЕСТВИИ ПРИ СТОЛКНОВЕНИИ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА С БЕНЗОВОЗОМ С РАЗЛИВОМ ТОПЛИВА
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА № 11.
ДЕБЛОКИРОВАНИЕ ПОСТРАДАВШИХ В ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНОМ ПРОИСШЕСТВИИ ПРИ ПАДЕНИИ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА В ПРИДОРОЖНЫЙ КЮВЕТ
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА № 12.
ДЕБЛОКИРОВАНИЕ ПОСТРАДАВШИХ В ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНОМ ПРОИСШЕСТВИИ ПРИ ПАДЕНИИ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА В ПРОПАСТЬ
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА № 13.
ДЕБЛОКИРОВАНИЕ ПОСТРАДАВШИХ В ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНОМ ПРОИСШЕСТВИИ ПРИ СТОЛКНОВЕНИИ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА С ТРОЛЛЕЙБУСОМ
Для обеспечения безопасного проведения АСР на месте ДТП оп-ределяются рабочие зоны и организуется рабочее место. Типовая схема организации рабочего места АСР при ликвидации последствий ДТП представлена на рис. 4.
В ближней рабочей зоне (радиусом 3-5 метров) располагаются поврежденные ТС и участники ликвидации последствий ДТП, выполняющие работы по деблокированию и оказанию первой помощи пострадавшим. Зона ограждается сигнальной лентой, световозвращающими кону-сами ограждения или проблесковыми маячками (в темное время суток и при плохой видимости).
В дальней рабочей зоне (8-10 метров) располагаются остальные участники АСР в готовности к применению дополнительных АСС.
Дальняя рабочая зона с двух сторон проезжей части обозначается световозвращающими конусами, при необходимости доступ к месту ДТП ограничивается натягиванием сигнальной ленты. В темное время суток и при плохой видимости возможна установка проблесковых маячков.
В этой зоне располагаются АСИ, оборудование и приспособления, необходимые для проведения АСР, а также организуется площадка для складирования демон-
Рис 4. Типовая схема организации рабочего места АСР при ликвидации последствий ДТП.
тируемых частей с поврежденного ТС при деблокировании пострадав-ших.
За рабочими зонами располагается транспорт ГИБДД, СМП, АСМ и подразделений ГПС МЧС России.
Ликвидация последствий ДТП на нерегулируемом железнодорож-ном переезде
Технология спасения пострадавших при ДТП на нерегулируемых железнодорожных переездах выбирается в зависимости от следующих факторов:
характера повреждения ТС, количества, видов травм и состояния пострадавших;
характера повреждения подвижного состава железных дорог, ко-личества, видов травм и состояния пострадавших в вагонах;
характера и масштабов воздействия вторичных поражающих фак-торов, связанных с проливом горюче-смазочных и других материалов и жидкостей из железнодорожных цистерн, пожарами, взрывами и т.п.
Нерегулируемые железнодорожные переезды называют опасными перекрестками, так как в местах, где они расположены, совершаются два часто несовместимых движения: организованное – железнодорожного транспорта и неорганизованное – автотранспорта.
Организованное движение регламентируется графиком движения поездов, неорганизованное, в случае нерегулируемого железнодорожно-го переезда – ничем.
Нерегулируемый железнодорожный переезд представляет собой пересечение автомобильной и железной дорог на одном уровне, и он не оборудован средствами автоматической переездной сигнализации (АПС), автошлагбаумами и автоматическими барьерами, что повышает вероятность возникновения ДТП с автотранспортом.
Приоритетным является железнодорожное движение, водители транспортных средств должны останавливаться перед переездом и про-пускать поезд. Безопасность движения по переезду обеспечивается благодаря оборудованию его соответствующими знаками дорожного движения.
Аварийные ситуации на переезде возникают по вине водителей автотранспорта, которые, стремясь различными незаконными способами переехать переезд, попадают под колеса электровоза. ДТП на железнодорожных переездах отличаются высокой тяжестью последствий (в среднем 23 погибших на 100 пострадавших), что связано с характерными особенностями железнодорожного транспорта: большой массой и высокой скоростью передвижения подвижного состава, перевозкой большого числа пассажиров, грузов (в том числе опасных), высоким напряжением электротока питания локомотива и др.
Происходящие на железнодорожных переездах ДТП приводят к гибели и поражению людей, значительным деформациям подвижного состава и ТС, пожарам, взрывам и др.
Технология спасения пострадавших в ДТП на железнодорожных переездах выбирается с учетом характера повреждения железнодорожно-го состава и ТС, характера поражения людей, наличия вторичных пора-жающих факторов, а также пожарной и другой опасности грузов.
Основными видами спасательных работ при ДТП на железнодорожных переездах являются локализация и ликвидация воздействий вторичных поражающих факторов, поиск и деблокирование людей, оказание пораженным ПМП и их эвакуация.
ДТП, возникающие при перевозках опасных химических веществ (ОХВ) на автомобильном транспорте, имеют ряд следующих особенно-стей независимо от вида вещества, которые необходимо учитывать при организации и проведении мероприятий по ликвидации таких ЧС и ле-чебно-эвакуационных мероприятий:
- многообразие перевозимых веществ химической природы, раз-нообразие вариантов и сроков развития поражений у пострадавших;
- неизвестность вещества (особенно в первые часы ДТП) и путей его поступления в организм;
- возможность химической аварии в местах массового скопления людей;
- одномоментное поражение многих людей и потребность в неот-ложной помощи значительному числу пораженных;
- необходимость использования средств индивидуальной защиты (СИЗ) от ОХВ и медицинских СИЗ при ликвидации последствий аварии.
Организация и технология ведения работ по ликвидации послед-ствий химической аварии на автомобильном транспорте зависят от ряда обстоятельств, среди которых можно назвать следующие:
характер повреждения ТС, количество, виды травм и состояние пострадавших;
характер и масштабы воздействия химических поражающих факторов;
наличие других опасностей (пролив горюче-смазочных и прочих материалов и жидкостей из цистерн, пожары, взрывы и т.п.).
Одной из главных особенностей химических аварий является их скоротечность и высокая степень опасности. Исходя из этого, эффективность АСР может быть достигнута посредством максимально быстрой идентификации вещества и его количества, определения потенциально опасной зоны для населения, высокотоксичной зоны вблизи источника химического заражения и выработкой эффективных мер защиты населения и локализации и ликвидации аварии. Характерно, что перечисленные мероприятия должны осуществляться параллельно по всем перечисленным направлениям.
Важнейшим условием является необходимость оказания ПМП по-страдавшим в кратчайшие сроки после воздействия. Наиболее эффектив-на медпомощь, оказанная в течение двух часов после отравления. Поэтому одним из основных принципов ее организации в зоне ЧС, особенно в случае неизвестного химического агента, является максимальное приближение помощи к месту катастрофы.
Дополнительными мерами, обеспечивающими химическую безопасность при проведении АСР, могут являться:
- проведение инструктажа по вопросам химической безопасности;
- обеспечение индивидуальной защиты всех работающих;
- исключение возможности распространения ОХВ за пределы зоны аварии.
Аварийная ситуация, характерная для перевозки радиоактивных веществ (РВ) и ядерных материалов (ЯМ), наступает при разгерметизации соответствующих емкостей и свободном выходе этих веществ в атмосферу, что может приводить к пожарам, взрывам и радиоактивному загрязнению. Характерной особенностью этих ЧС являются значительные размеры и высокая скорость формирования очага поражения.
Авария с радиационно опасными грузами наступает в случае реализации двух событий:
- транспортной аварии со специальным ТС, создающим аварийные нагрузки на упаковки с радиационно опасными грузами, уровни которых зависят от скорости движения в момент аварии (без разрушения упаковки);
- разрушение упаковки в результате действия реализовавшихся аварийных нагрузок, что связано с выходом РВ из транспортировочных емкостей или контейнеров.
Способы и технологии выполнения указанных АСР определяются руководителем ликвидации ЧС или начальником АСФ на основе оценки сложившейся обстановки.
Порядок ведения личным составом работ с ЯМ и РВ определяется соответствующими регламентами и технологическими картами.
В первую очередь необходимо обеспечить доступ к пострадавшим (при их наличии) и аварийному опасному грузу, вынести пострадавших из зоны аварии и оказать им необходимую ПМП.
Дальнейшие действия определяются руководителем АСФ в зави-симости от состояния груза.
Общая идея проведения спасательных работ состоит в том, чтобы, не извлекая пострадавшего наружу, как можно быстрее проникнуть внутрь автомобиля для оказания медицинской помощи. При проникновении к пострадавшему должно быть предотвращено воздействие вторичных факторов, главным образом пожаров, препятствующих проведению спасательных работ. Затем следует убрать обломки вокруг пострадавшего, чтобы они не мешали щадящему его извлечению из поврежденного ТС. При этом в результате действий спасателей состояние по-страдавшего, по крайней мере, не должно ухудшиться до его передачи профессиональным медикам.
Основное правило при оказании ПМП: не перемещать пострадав-шего до завершения ему всех медицинских мероприятий. Отойти от это-го правила можно лишь в том случае, если есть или может возникнуть угроза жизни для пострадавшего или для оказывающего помощь.
Наземная радиационная разведка на месте аварии проводится пе-шим порядком. При больших размерах зоны загрязнения организуется разведка на ТС.
Разведка ведется подразделениями АСФ Росатома, а также фор-мированиями РХБ защиты МЧС России.
Во всех формированиях, привлекаемых к выполнению работ, организуется и ведется замер мощности гамма-излучений на месте работ, а также дозиметрический контроль, устанавливаются режимы работы и необходимые СИЗ.
Режим работы личного состава устанавливается с учетом интенсивности теплового излучения и тяжести работы в СИЗ.
При тушении пожара на аварийном ТС с упаковками ЯМ, личный состав, ведущий работы, должен находиться, по возможности, не ближе 16-20 м от горящего ТС и упаковок.
При тушении пожара на аварийном ТС и повреждении упаковок с ЯМ применяются только специальные неорганические порошковые и углекислотные средства пожаротушения. Для охлаждения неповрежденных упаковок применяется распыленная вода!
При тушении пожара на упаковках, содержащих летучий гексафторид урана и усиливающие горение уранилнитрат и трехокись урана, работы следует производить, по возможности, из-за укрытия ввиду возможного внезапного выброса газа или пламени.
Руководство непосредственно тушением пожара осуществляет командир прибывшего пожарного подразделения в тесном взаимодействии с руководителем АСФ – руководителем ликвидации ЧС.
В зоне ДТП возможно проявление вторичных поражающих фак-торов, представляющих опасность для спасателей, пострадавших и других участников дорожного движения.
Для предупреждения, снижения или устранения воздействия вторичных поражающих факторов во время проведения АСР необходимо учитывать степень их опасности, и принимать необходимые меры по противодействию, включающие:
-ограничение или прекращение дорожного движения;
-локализацию или ликвидацию утечки и разлива ГСМ;
-локализацию и ликвидацию пожара.
21140
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Загрузка...