Тема № 12 Тушение пожаров в сложных условиях
Тушение пожаров в непригодной для дыхания среде
Наличие дыма в горящих и смежных с ними помещениях делает невозможным или существенно затрудняет ведение в них боевых действий по тушению пожара, снижает темп работ по его ликвидации, Для предотвращения этого необходимо принимать активные меры по удалению дыма и газов из помещений. Работы по тушению в непригодной для дыхания среде следует проводить в средствах индивидуальной защиты органов дыхания (СИЗОД).
Для борьбы с дымом следует использовать системы противодымной защиты, пожарные автомобили дымоудаления и дымососы, вентиляторы и брезентовые перемычки, а для снижения высокой температуры - пену или распыленные струи воды.
Для ведения работ в непригодной для дыхания среде с использованием СИЗОД необходимо:
1. сформировывать звенья газодымозащитников каждое из трех - пяти человек, включая командира звена (как правило, из одного караула), имеющих однотипные средства защиты органов дыхания. В исключительных случаях (при проведении неотложных спасательных работ) решением РТП или НБУ состав звена может быть уменьшен до двух человек;
2. назначать в звеньях ГДЗС опытных командиров, проинструктировав их о мерах безопасности и режиме работы с учетом особенностей объекта, складывающейся обстановки на пожаре и конкретно на данном БУ;
3. определять время работы и отдыха газодымозащтников, место нахождения звеньев ГДЗС;
4. при работе в условиях низких температур определить место включения в СИЗОД и порядок смены звеньев ГДЗС ;
5. предусмотреть резерв звеньев ГДЗС;
6. при получении сообщения о происшествии в звене ГДЗС (или прекращении с ним связи) немедленно выслать резервное звено (звенья) ГДЗС для оказания помощи, вызвать скорую медицинскую помощь и организовать поиск пострадавших;
7. при сложных длительных пожарах, на которых используется несколько звеньев ГДЗС, организовать КПП, определить необходимое количество постов безопасности, места их размещения и порядок организации связи с оперативным штабом и РТП.
В тоннели метро, подземные сооружения большой протяженности (площади) и в зданиях высотой более девяти этажей необходимо направлять одновременно не менее двух звеньев. При этом на посту безопасности следует выставлять одно звено ГДЗС в полной боевой готовности для оказания экстренной помощи личному составу звена ГДЗС, находящемуся в непригодной для дыхания среде.
Тушение пожаров при недостатке воды. Организация подачи воды на пожар в перекачку, подвозом и гидроэлеваторными системами.
Подача воды в перекачку. Когда вблизи места пожара нет запаса воды, то тушение организуется подвозом воды пожарными и хозяйственными автоцистернами или подачей воды к месту пожара в перекачку. В этом случае успех в боевом развертывании, сосредоточении сил и средств для тушения пожара во многом зависит не только от четких оперативных действий пожарных подразделений, но и от организаторских и тактических способностей командиров и в первую очередь НТ, который, оценив обстановку, должен организовать работу тыла. Как показывают практика и проведенные эксперименты, перекачивать воду можно на любые расстояния по любой пересеченной местности. Все зависит от технических и тактических возможностей подразделений. Однако не любое расстояние может быть целесообразным для организации подачи воды в перекачку. Исходя из основной задачи подразделений на пожаре, предельное расстояние, км (такое, на котором боевое развертывание с подачей воды вперекачку обеспечивается в минимально короткие сроки, когда к моменту подачи огнетушащего средства пожар не достигает стадии интенсивного развития), для различных гарнизонов различно.
Для крупных гарнизонов — 5.
Для гарнизонов с одним рукавным
автомобилем — 2.
Для гарнизонов с двумя рукавными
автомобилями — 3.
Естественно, что по двум рукавным линиям предельное расстояние подачи воды в перекачку сокращается. Перекачку рекомендуется организовывать, если расстояние от водоисточника до пожара составляет не более
Перекачка воды из насоса в насос. При этом перекачка осуществляется параллельно или последовательно. Условиями перекачки являются: установка на водоисточник наибольшего по подаче и мощности насоса; поддержание напора не менее
Условия перекачки те же, что и для способа из насоса в насос, но при этом исключается необходимость остаточного напора у всасывающего патрубка последующего насоса, так как вода поступает на излив в емкость цистерны. Однако для контроля за поступлением воды в цистерну и ее уровня необходимо назначать пожарных и в расчетах предельного расстояния между машинами следует учитывать высоту цистерн, равную
Перекачка воды комбинированными способами может быть применена при наличии на месте пожара разных автомобилей (автонасосы, автоцистерны, мотопомпы). В этом случае расчет сил и средств аналогичен расчету основных способов перекачки. При организации перекачки главным является определение расстояния от основного пожарного автомобиля до пожара и между насосами или автоцистернами перекачки.
Схема подачи воды в перекачку на тушение пожара из насоса в насос
Схема перекачки воды на пожаре из насоса в промежуточную емкость:
Как напор у головного насоса, так и количество рукавов между насосами при перекачке можно определить по таблицам или экспонометру. Некоторые рекомендации по перекачке воды:
Выдерживание расстояния между автомобилями с учетом превышений геодезических отметок. Отсутствие расчета может привести к перегрузкам отдельных машин и срыву работы всей системы перекачки;
бесперебойная связь РТП или НТ с подразделениями и пожарными автомобилями, что обеспечивает оперативное руководство их работой и
надежность перекачки; прокладка рукавных линий при помощи рукавных автомобилей и других способов, способствующих ускорению боевого развертывания; осуществление перекачки по двум магистральным линиям при больших расходах воды и ограниченном количестве пожарных машин. По участкам магистральной линии выставлять контрольные посты с резервом рукавов (один рукав на
Организация подвоза воды на пожаре. Кроме перекачки, когда вблизи
места пожара нет запаса воды, часто в практике пожаротушения организуют подвоз ее с удаленных водоисточников пожарными и хозяйственными автоцистернами. Количество автоцистерн определяется по формуле. Подвоз воды автоцистернами организуется таким путем, чтобы работа стволов не нарушалась, т. е. подвоз воды должен быть бесперебойным. Следует иметь в виду, что у водоисточников необходимо в обязательном порядке создавать пункт заправки автоцистерн водой. Заправка может производиться самостоятельно (что крайне нежелательно, так как затрачивается на это много времени и соответственно увеличивается потребность в автоцистернах), от гидранта через пожарную колонку, от пожарного автомобиля (автонасоса, автоцистерны, мотопомпы), установленного на водоисточник, и от пожарных кранов. Подача воды при наличии водоисточников с неудовлетворительными подъездами к ним. Такими водоисточниками считаются: естественные и искусственные водоисточники с крутыми спусками к ним;
водоисточники (в большинстве естественные) с заболоченными прибрежными полосами;
естественные и искусственные водоисточники при отсутствии подъезда к ним из-за снежных заносов, препятствий и других причин;
водоисточники с большой высотой забора;
водоисточники с мелким дном у берегов и др.
На естественных водохранилищах с крутыми берегами, если уровень
воды отвечает высоте всасывания, с мелким дном у берегов и с неудовлетворительными подъездами устраиваются пирсы
Схема использования автоцистерн при подвозе воды на пожаре.
Для забора воды из мелководных речек, ручьев, канав, прудов и т. п. на дне водоема устраивают углубления для всасывающей сетки. Во избежание засорения насоса в углубление опускают кирпичи, камни или корзины. Для того чтобы иметь запас воды, делают временные запруды. Когда мягкость грунта у берегов водоисточников не позволяет установить пожарные автомобили, то подачу воды производят мотопомпами. Однако на пожаре мотопомпы бывают не всегда, поэтому при плохих подъездах к водоисточникам, а также мелководных и при высоких водозаборах на практике часто подачу воды производят автоцистернами при помощи гидроэлеваторов. Гидроэлеваторные системы могут быть применены для подачи воды с уровня до 15 —
При работе одного Г-600 можно подать один ствол А или два Б, увеличить число Г-600 более двух от одного автомобиля нецелесообразно.
Работа пожарных подразделений в условиях низких температур.
Не менее важной особенностью работы тыла является обеспечение
боевых действий в условиях низких температур. Работа пожарных подразделений в условиях низких температур характерна следующими особенностями:
-снижением скорости движения пожарных автомобилей из-за снежных
-заносов, гололеда, плохой видимости;
-заносом снегом водоисточников и подъездов к ним;
-замерзанием воды в водоемах и стояках пожарных гидрантов;
-снижением работоспособности личного состава подразделений;
-трудностью прокладки рукавных линий;
-возможностью замерзания воды в пожарных рукавах, разветвлениях и стволах, радиаторах автомобилей;
трудностью работы на высотах и с пожарными лестницами и т. п.
Учитывая эти особенности, начальник тыла должен обеспечить ряд мероприятий, способствующих успеху выполнения боевой задачи. Он должен организовать прокладку резервных рукавных линий, утепление соединительных головок и разветвлений. Не допускать перекрытие стволов и прекращение работы насосов при подаче воды, стремиться меньше устанавливать разветвлений и подавать стволы с насадком большего диаметра. При тушении пожаров в условиях низких температур (-10 С и ниже) необходимо :
1. применять на открытых пожарах и при достаточном количестве воды пожарные стволы с большим расходом, ограничивать использование перекрывных стволов и стволов-распылителей;
2. принимать меры к предотвращению образования наледей на путях эвакуации людей и движения личного состава;
3. прокладывать линии из прорезиненного и латексных рукавов больших диаметров, рукавные разветвления по возможности устанавливать внутри зданий, а при наружной установке утеплять их:
4. защищать соединительные головки рукавных линий подручными средствами, в том числе снегом;
5. при подаче воды из водоемов или пожарных гидрантов сначала подать воду из насоса в свободный патрубок и только при устойчивой работе насоса подать воду в рукавную линию;
6. прокладывать сухие резервные рукавные линии;
7. в случае уменьшения расходов воды подогревать ее в насосе, увеличивая число оборотов двигателя;
8. избегать перекрытия пожарных стволов и рукавных разветвлений, не допускать выключения насосов;
9. при замене и уборке пожарных рукавов, наращивании линяй подачу воды не прекращать, а указанные работы проводить со стороны ствола, уменьшив напор;
10. определять места заправки горячей воды и, при необходимости, заправить ею цистерны; 11. замерзшие соединительные головки, рукам в местах перегибов и соединений отогревать горячей водой, паром или нагретыми газами (замерзшие соединительные головки, разветвления и стволы в отдельных случаях допускается отогревать паяльными дампами и факелами);
12. подготавливать места для обогрева участников тушения и спасаемых и сосредоточивать в этих местах резерв боевой одежды для личного состава;
13. избегать крепления на пожарных лестницах и в вблизи них рукавных линий, не допускать обливания лестниц водой;
14. не допускать излишнего пролива воды по лестничным клеткам, . При тушении пожара в условиях сильного ветра необходимо:
I. производить тушение мощными струями;
1 создавать резерв сил и средств для тушения новых очагов пожара;
З. организовывать наблюдение за состоянием и защиту объектов, расположенных с подветренной стороны, путем выставления постов и направления дозоров, обеспеченных необходимыми средствами;
4. особо угрожающих случаях создавать на основных путях распространения огня противопожарные разрывы вплоть до разборки отдельных сгораемых строений и сооружений;
5. предусмотреть возможность активного маневра (передислокации, отступления и др.) силами и средствами в случае внезапного изменения обстановки, в том числе направления ветра
Вывод
- Для борьбы с дымом следует использовать системы противодымной защиты, пожарные автомобили дымоудаления и дымососы, вентиляторы и брезентовые перемычки, а для снижения высокой температуры - пену или распыленные струи воды.
- Отсутствие расчета может привести к перегрузкам отдельных машин и срыву работы всей системы перекачки бесперебойная связь РТП или НТ с подразделениями и пожарными автомобилями, что обеспечивает оперативное руководство их работой и надежность перекачки;прокладка рукавных линий при помощи рукавных автомобилей и других способов, способствующих ускорению боевого развертывания; осуществление перекачки по двум магистральным линиям при больших расходах воды и ограниченном количестве пожарных машин.
- Эти особенности, начальник тыла должен обеспечить ряд мероприятий, способствующих успеху выполнения боевой задачи. Он должен организовать прокладку резервных рукавных линий, утеплеие соединительных головок и разветвлений.