Пожарные автомобили, принявшие на себя основной удар в день аварии на Чернобыльской АЭС

Уважаемые читатели! Вашему вниманию представляется, основанная на реальных фактах, документах и рассказах людей история, которая до сих пор является одной из самых не разобранных и не рассказанных. История, которая известна всем нам в самом общем виде.

Мы ответим на следующие вопросы:

- Какие машины выполнили основную работу в тушении пожара, произошедшего после аварии на Чернобыльской АЭС?

- Из каких пожарных частей были эти автомобили?

- Где можно увидеть эти автомобили на первых снимках после аварии?

- Кто ими управлял?

- Другие вопросы, связанные с тушением очагов, образовавшихся после взрыва.

Сокращения, используемые в материале:

Объекты:

ВПЧ - 2. Военизированная пожарная часть по охране Чернобыльской АЭС

СВПЧ - 6. Самостоятельная пожарная часть по охране г. Припять

ППЧ - 17. Профессиональная пожарная часть по охране г. Чернобыль

ВСРО. Вспомогательные системы реакторного оборудования

Автомобили:

АЦ - автоцистерна

АЛ - автолестница

АНР - автомобиль насосно - рукавный

ПНС – пожарно – насосная станция

АР - автомобиль рукавный

ВЗС – водозаборная станция

Для начала, обратимся к спискам техники, стоящей на вооружении ВПЧ - 2.

Согласно трудам А. К. Микеева на вооружении ВПЧ – 2 находились:

— автоцистерна АЦ-30 (на базе ЗиЛ-130) 63А

— автомобиль насосно-рукавный АНР-40 (на базе ЗиЛ-130) 127А

— пожарная насосная станция ПНС-110 (на базе ЗиЛ-131) 131

— автомобиль рукавный АР-2 (на базе ЗиЛ-131) 133.

В резерве находились:

— автоцистерна АЦ-40 (на базе ЗиЛ-133Г) 181А

— автоцистерна АЦ-30 (на базе ЗиЛ-130) 63А

— автоцистерна АЦ-30 (на базе ЗиЛ-130) 63А

— автоцистерна АЦ-30 (на базе ЗиЛ-130) 63А

— автомобиль насосно-рукавный АНР-40 (на базе ЗиЛ-130) 127

— автоцистерна АП-5 (КАМАЗ-53213) 196

На основании воспоминаний пожарных можно проследить, какие автомобили ВПЧ – 2 выехали после получения сигнала о аварии.

01:28

1) На автоцистерне АЦ-30 (на базе ЗиЛ-130) 63А прибыло второе отделение:

Владимир Павлович Правик, лейтенант в/с, начальник третьего караула

Иван Михайлович Шаврей, старший сержант в/с, старший пожарный

Владимир Александрович Прищепа, старший сержант в/с, старший пожарный

Николай Леонидович Нечипоренко, младший сержант в/с, пожарный

Андрей Дмитриевич Король, сержант в/с, водитель

2) На автонасосе АНР-40 (на базе ЗиЛ-130) 127А:

Виктор Макарович Легун, старший сержант в/с, командир отделения

Анатолий Анатольевич Захаров, сержант в/с, водитель

Леонид Михайлович Шаврей, младший сержант в/с, старший пожарный

Сергей Николаевич Легун, младший сержант в/с, пожарный

Александр Иванович Петровский, младший сержант в/с, пожарный

Андрей Николаевич Половинкин, рядовой в/с, пожарный

3) На автомобиле «воздушно-пенного тушения» АЦ40 (на базе ЗиЛ-133Г) 181

Иван Алексеевич Бутрименко, старший сержант в/с, командир отделения, водитель

Таков список первых авто, выехавших в ту ночь. Боевое развертывание было произведено с южной стороны станции – у стен машинного зала, т.к. Правик решил тушить оттуда, чтобы не дать огню перекинуться на кровлю третьего энергоблока. Машины устанавливаются на гидранты. Так называемая машина воздушно - пенного тушения разместилась рядом с АНР для взаимодействия.

Стоит отметить, что автомобиль воздушно – пенного тушения указан в кавычках не просто так. Согласно спискам Микеева ВПЧ – 2 не имело при себе такого автомобиля, однако далее в своей книге он указывает (без модели машины), что Бутрименко прибывал на автомобиле воздушно – пенного тушения. Проведя исследования, мы пришли к выводу, что в качестве такого авто использовалась АЦ-40 на базе ЗиЛ - 133ГЯ из резервной техники, в котором размещается до 360 литров пенообразователя, эта машина указана в списке резерва. Это подтверждается тем, что на снимках, сделанных после аварии в светлое время суток со стороны машинного зала видно две пожарные машины – четко прослеживается ЗиЛ – 130 и длинный

ЗиЛ – 133. ЗиЛ 130 – авто, на котором приехал Захаров, это АНР. Автомобиль Правика под управлением водителя А. Д. Короля согласно рассказам пожарных переехал на север станции после первого часа тушения, т.к. прибывшим бойцам СВПЧ – 6 и ППЧ – 17 была нужна подмога. Поэтому с южной стороны АВТОМОБИЛЯ ПРАВИКА НА ФОТО НЕТ – там видно лишь авто водителей Захарова и Бутрименко, которые готовились к проведению пенной атаки, о которой их известил Правик.

*более подробная информация по тушению очагов находится в книге А. К. Микеева «Противопожарная служба в экстремальных условиях Чернобыля»

Следующей частью, которая прибыла на пожар была СВПЧ – 6.

Списка техники из СВПЧ – 6 нет. Однако на основе исследования, можно сказать у СВПЧ – 6 стояло на вооружении:

Автоцистерна АЦ40 (на базе УРАЛ – 375) Ц1А – выехала на тушение

Автоцистерна АЦ30 (на базе ЗиЛ – 130) 63А – выехала на тушение

Авто - лестница АЛ30 (на базе ЗиЛ – 131) Л-21 – выехала на тушение

Автоцистерна АЦ40 (на базе ЗиЛ – 133Г) – 181

Наличие первых трех машин подтверждается рассказами пожарных, т.к. именно первые три авто выехали на пожар. Что касается последней в списке АЦ, ее можно было видеть на учениях милиции совместно с пожарной охраной, которые проводились за неделю до аварии. На них она выполняла функции по разгону «толпы». На пожар не выезжала.

001:35 прибытие СВПЧ – 6:

На автоцистерне АЦ-40 (на базе УРАЛ - 375) Ц1А прибыли:

Виктор Николаевич Кибенок, лейтенант в/с, начальник караула

Анатолий Дмитриевич Найдюк, сержант в/с, водитель

На автоцистерне АЦ-30 (на базе ЗиЛ-130) 63А:

Петр Иванович Пивовар, сержант в/с, старший водитель

На автолестнице АЛ-30 (на базе ЗиЛ-131) Л21:

Михаил Федорович Крысько, сержант в/с, водитель

Так же прибыли (не установлено, кто на какой машине):

Василий Иванович Игнатенко, старший сержант в/с, старший пожарный

Николай Иванович Титенок, старший сержант в/с, старший пожарный

Анатолий Петрович Иванченко, младший сержант в/с, пожарный

Владимир Иванович Тишура, сержант в/с, пожарный

Николай Васильевич Ващук, сержант в/с, командир отделения

Виктор Васильевич Ромашевский, младший сержант в/с, командир отделения

Изначально машины из СВПЧ - 6 остановились с южной стороны у машинного зала – однако потом Кибенок отдал приказ разместиться с северной стороны станции – напротив разрушенного блока и ВСРО, установить автолестницу на крышу ВСРО и проложить через нее магистральные линии, а АЦ установить на гидранты.

Далее прибывают два отделения от ППЧ – 17 и примерно в этот же момент начальник ВПЧ-2 майор внутренней службы Леонид Петрович Телятников. Он вызывает на пожар АР – 2 (на базе ЗиЛ -131) под управлением Василия Булавы и ПНС – 110 (на базе ЗиЛ-131) под управлением Петра Хмель (достоверных данных, что Хмель был на ПНС у нас нет, однако Булава утверждал, что пробивался в расположение командира Хмеля – Петр Хмель заменил Правика на пожаре, после того как тот был госпитализирован), которые размещаются и включаются в работу у напорного бассейна I первой очереди, а точнее у ВЗС 2-го энергоблока (за машинным залом, юг)

ППЧ – 17:

На автоцистерне ЗИЛ 130:

Григорий Матвеевич Хмель, водитель пожарного автомобиля ЗИЛ 130 ППЧ-17

Владимир Иванович Прищепа - респираторщик ППЧ-17, был с Г.Хмель в одном автомобиле

На неустановленной автоцистерне выехали:

Михаил Андреевич Головненко - водитель пожарного автомобиля ППЧ-17

Борис Николаевич Алишаев - респираторщик ППЧ-17, был с Головненко в одном автомобиле

Так же прибыли (не установлено, кто на какой машине):

Николай Дмитриевич Руденок, командир отделения

Степан Карпович Комар – респираторщик

Автомобили ППЧ - 17 были установлены на гидранты и сухотрубы с северной стороны в помощь бойцам СВПЧ – 6 и приступили к тушению.

Далее около 2:30 на неустановленной автоцистерне прибывает отделение ППЧ-31

Сергей Леонидович Кищенко - респираторщик

Василий Алексеевич Кисарец - респираторщик

Антон Иванович Топчан – водитель

Согласно книге Микеева, Телятников перебросил на южную сторону (за машинный зал) эту АЦ из ППЧ – 31 и еще одну АЦ из СВПЧ – 6, однако на первых крупных планах разрушенного блока этих машин не наблюдается. Вероятней всего, они были отогнаны или же их просто не видно в кадрах.

Далее прибывали новые силы – они сосредотачивались за 5 км от станции в связи с повышенной радиационной обстановкой и вводились согласно распорядку.

Всего у станции осталось 19 единиц техники. На фото и видео материалах невозможно обнаружить все 19 машин, многие не видно за постройками или же же они стоят вдали от станции – но мы знаем и можем видеть, что некоторые машины остались стоять у стен станции до того, как их вывезли винницкие пожарные в мае. Следует отметить, что с момента аварии машины меняли свое расположение - их "сталкивали" с мест, где они могли мешать ездить другой технике и проводить первоначальную ликвидацию последствий аварии.

Интересный факт: в 1985 году в роли автолестницы в СВПЧ – 6 выступала АЛ на базе ЗиЛ – 157. Фотографии с этой машиной есть в открытом доступе – с учений, проводимых в промежуток с 83 по 85 годы и уже скорее всего послеаварийный снимок – перед уходом в могильник или же в отстойник.

Вероятно, эта машина была заменена на всем известную авто – лестницу на базе ЗиЛ - 131, которую после аварии сильно смяли – ее нужно было оттащить от стен ВСРО.

Источники:
«Противопожарная служба в экстремальных условиях Чернобыля / А. К. Микеев. - М., 1999 г.—210 с»
RC Форум - форум коллекционеров масштабных моделей, история транспорта - Чернобыль. Первые сутки.
С. Скрябин, Б. Кончаев - "Огонь в кольце"
12:28
10690
RSS
Олег
15:53
Notice: Undefined index: date_last_modified in /var/www/fastuser/data/www/portalsity.ru/templates/default/controllers/comments/comment.tpl.php on line 65
Спасибо вам, добрый человек, писавший эту статью. Я кипятком писался — так хотел узнать откуда же пожарные машины начинали тушить реактор. Нигде об этом информации найти не мог. В сериале Чернобыль от НВО немного неправильно момент тушения показан — там все пожарные машины приехали на северную сторону станции, как раз к развалу 4ого блока.
Загрузка...