ЧЕТЫРЕ ГОДА БЕЗ ПОЖАРОВ
Еще до Великой Отечественной войны старший инспектор Омской пожарной части Фаина Андреевна Игнатьева пришла работать в пожарную охрану Ленинграда. Она понимала, что для борьбы с пожарами нужны технические знания. Созрело решение: учиться!
Так среди слушателей Ленинградского пожарного техникума появилась любознательная кареглазая девушка. Она с головой окунулась в неведомые, загадочные дисциплины, смело штурмовала высокие этажи учебной башни, не страшась огня и дыма работала на пожарах. А на занятиях в лабораториях при изучении теоретических предметов вскоре стала обгонять многих однокурсников. Незаметно проходили интересные дни учебы.
Грянула война. Фашистские стервятники появились в ленинградском небе. Взвивались вверх столбы дыма, пламя пожаров. Все население встало на защиту любимого города. Фаина Андреевна рассталась с учебными кабинетами и пошла работать рядовым бойцом. В 1942 году она экстерном сдает экзамен и, получив диплом техника, работает в осажденном городе инспектором.
- Предупреждать пожары, — часто говорил ее начальник, опытный специалист, — самое важное. Хорошая профилактическая работа не только устранит причины, вызывающие пожары, но и обеспечит успех борьбы с ними.
- Какая работа Вас больше всего интересует? — спросили ее на новом месте службы.
Эти слова глубоко запали в сердце молодого техника, решившего посвятить себя профилактической работе. В холод и голод, под угрозой смерти, но с верой в победу, закаляла свой характер, овладевала сложной специальностью молодея девушка в солдатской гимнастерке, тяжелых армейских сапогах и ватнике, который не приходилось снимать по несколько суток.
А когда отгремели последние залпы Великой Отечественной войны, Фаина Андреевна переезжает в Омск.
— Конечно, профилактическая, — нисколько не задумываясь ответила женщина в офицерской форме.
Сослуживцы сразу обратили внимание на одну особенность новой сотрудницы. За служебным столом ее видели только утром и вечером. Она не стала изучать район, объекты по актам и предписаниям. На фабриках и заводах, в детских и лечебных учреждениях, складских базах, в жилых домах знакомилась она с постановкой пожарного дела, анализировала, отчего происходят пожары и, конечно, выезжала туда, куда мчались красные машины. Она убежденно говорила товарищам по работе, что только на месте, изучая каждый случай пожара, становятся особо зримыми не только недостатки людей, допустивших оплошность, но и просчеты профилактиков и их недостатки.
Очень часто, закончив рабочий день на объектах, Ф. А. Игнатьева, задумываясь над лихорадившими район случаями пожаров, переделывала свои планы работы, перестраивала графики обследований. Она выработала для себя правило: кропотливо работать на объектах, не только выявлять недочеты, но и выполнять роль организатора пожарного дела.
Бывали случаи, когда неоднократные беседы с руководителями предприятий и учреждений не давали желаемых результатов. Инспектор шла в партийные, профсоюзные организации, выступала на производственных совещаниях, собраниях. И не считала свое дело законченным, пока технические требования госпожнадзора и вопросы надежной организации пожарной охраны не становились предметом постоянного внимания администрации и общественности.
Так с помощью общественности Ф. А. Игнатьева стала добиваться снижения количества пожаров и убытков от них.
Можно ли добиться полной ликвидации пожаров? Этот вопрос больше и больше занимал инспектора. Но часто возникали и сомнения: «Ведь сколько объектов! Разная технология, разные люди, различные условия...» Но в каждом таком раздумье невольно вспоминался осажденный Ленинград. Ведь мужественные защитники города-героя в небывало тяжелых условиях могли решать такую задачу. «Так неужели теперь это дело нам не по плечу?».
Инспектор Игнатьева снова шла на объекты, смотрела, что и где недоработано, находила слабые места и, не считаясь со временем, многими трудностями, не успокаивалась, пока не убеждалась, что на отстающем объекте дело идет на лад.
Шли недели, месяцы. Время стало показывать результаты напряженной работы. Анализируя состояние дел, Фаина Андреевна с большим удовлетворением вписывала в журналцифры, каждая из которых была меньше предыдущей. Снижалось количество нарушений противопожарных правил, уменьшались цифры, показывающие количество пожаров.
Наступила зима 1959 года. Зима, которая должна стать настоящим экзаменом для неутомимого профилактика. Ведь с начала года не было ни одного пожара!
Пришли жестокие омские морозы. Казалось бы, что в это время, когда с большим напряжением работают отопительные системы, электрические сети, на объектах ведутся огневые работы, пожар неминуем.
Но новый год принес прекрасный результат: ни одного пожара, ни одного рубля убытка для государства!
Тогда весь коллектив части и большая армия общественности решила, приняв эстафету, бороться за то, чтобы и впредь огонь не угрожал людям.
С кем бы ни работала Ф. А. Игнатьева — с пожарно-тех-ническими комиссиями, общественными пожарными уполномоченными, учителями, родительскими и домовыми комитетами — всем она убежденно говорила:
— Сумели один год обойтись без пожаров, сможем сделать это правилом и на будущее. Ведь возможностей теперь больше! Под руководством партийных и советских органов вместе с пожарной охраной на страже народного добра от огня стоит народ, его огромная армия добровольцев.
Прошел еще год, за ним другой. Прогноз замечательного профилактика подтвердился — задача оказалась посильной.
Когда участники Всероссийского совещания лучших работников пожарной охраны тепло приветствовали скромную труженицу Ф. А. Игнатьеву, четыре года не допустившую пожаров на закрепленных объектах, она вспоминала тяжелые ленинградские дни и слова своего первого наставника: «Предупреждать пожары — это самое важное...».